Вопрос:
В нашей школе есть два ученика с легкой умственной отсталостью. В приложении 162 приказа №352 от 27 июля 2017 года Министра образования и науки РК указано, что в типовой учебной программе по предмету «Общая трудовая подготовка» для 6 класса основного среднего образования недельная часовая нагрузка для учеников с легкой умственной отсталостью 8 часов, недельная часовая нагрузка в типовой учебной программе по предмету казахский язык и литература 2 часа, в общеобразовательных школах трудовое обучение проводится 2 часа в неделю, предмет казахский язык и литература проводится 5 часов в неделю.
Как можно привести в соответствие количество часов для учеников с легкой умственной отсталостью, обучающихся в условиях инклюзивного образования? Где можно найти календарно-тематический план по предметам для учащихся с легкой умственной отсталостью, обучающихся в общеобразовательных школах? Должен ли учитель предметник составлять краткосрочный план отдельно для них?
Ответ:
Учащиеся с умственной отсталостью, включенные в общий класс, обучаются по общему учебному плану (по плану, по которому обучается класс). Предмета «Общетрудовая подготовка в этом плане нет». Типовой учебный план общеобразовательной школы индивидуализируется с учетом возможностей обучающегося с умственной отсталостью и согласовывается с родителями ученика. Так, в старших классах ученик с умственной отсталостью может не изучать такие предметы, как физика, химия, алгебра. Вместо этих уроков он может посещать индивидуальные или групповые занятия в кабинете психолого-педагогической поддержки, которые проводит специальный педагог. Занятия со специальным педагогом для детей с умственной отсталостью проводятся в форме уроков по основным предметам: родному языку, чтению, математике, естествознанию, географии в соответствии с индивидуальными учебными программами, календарно-тематическими планами, которые составляет для данного ученика специальный педагог.
Индивидуальные учебные программы по основным предметам составляются специальным педагогом на основе Типовых учебных программ для обучающихся с умственной отсталостью и с учетом реальных возможностей ученика (типовые программы см на сайтах МОН, НАО, ГУ ННПЦ КП). Возможности ученика, уровень его знаний и готовность к изучению программного материала изучает специальный педагог на индивидуальных диагностических занятиях, он использует для этого педагогическую диагностику.
Обучение по индивидуальным учебным программам, составленным специальным педагогом, проводится не только на индивидуальных занятиях, но и учителем класса на соответствующих уроках. Специальный педагог консультирует учителя класса, как необходимо организовать обучение ученика с умственной отсталостью в классе по индивидуальной программе. СОР и СОЧ для ученика с умственной отсталостью составляются в соответствии с его индивидуальной программой.