К разработке современной модели подготовки педагога-дефектолога

Смотрим в будущее уверенно!

Радикальные перемены в Республике Казахстан, обусловленные социально-экономическими и политическими факторами, затронули все стороны общественной жизни. Существенные изменения происходят и в образовании. Изменяются глобальные цели обучения, их направленность на развитие активной жизненной позиции личности, способной к самосовершенствованию и самореализации в социально значимой деятельности, личности, конкурентоспособной на рынке труда.

По мнению аналитиков, ведущими трендами современного вузовского образования в мире являются:

1) создание системы поддержки качества образования (performance support) в условиях опасности распространения короновирусной инфекции;

2) технологии e-learning ( электронного обучения);

3) участие работодателей в разработке вузовских образовательных программ и мониторинге их освоения (этот момент акцентирован в ГПРОН 2020-2025).

Все эти тренды имеют пролонгированный мультипликативный характер в контексте специальности бакалавриата «6В 010500-Дефектология», по которой обучаются более сотни студентов на кафедре специальной и социальной педагогики нашего университета.

Все специалисты знают, что обеспечить детям с особыми образовательными потребностями гарантированный законодательством равный доступ к качественным образовательным ресурсам сможет только тот педагог-дефектолог, который компетентен в профессии, имеет активную жизненную позицию, способен к саморазвитию и самореализации. И здесь всё логично, ведь основной целью Специального образования является формирование у «особых детей» навыков независимой жизни и, впоследствии, ихуспешная интеграция в социум и максимальная самореализация. Только уверенный в себе, ориентированный на саморазвитие и обучение в течение всей жизни педагог способен сформировать у детей с особыми образовательными потребностями навыки независимой жизни. Но где же этот «Ключ с правом передачи», этот механизм, что позволит гарантированно сформировать в студентах все эти качества? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно детально изучить проблему, провести исследования по обновлению модели подготовки педагога-дефектолога. С самого начала было ясно одно: ядром обновления процесса подготовки педагогов-дефектологов должно стать усиление роли компетенций, - предметных и надпредметных.

И так у нас на кафедре специальной и социальной педагогики (программ-лидер Л.Исаева) родилась идея разработки научного Проекта, в котором бы Целью и ожидаемым результатом было теоретическое обоснование и опытно-экспериментальная апробация интегративной модели взаимодействия

1) кафедры педагогического университета

2) ресурсного Центра при Университете

3) образовательной организации (кабинета психолого-педагогической коррекции №2, у истоков создания которого стоял наш Университет) - с созданием коллаборативной среды для реализации компетентностно ориентированного обучения специалистов для инклюзивного и специального образования.

Все сотрудники с желанием восприняли эту идею: ведь теперь мы представляем Высшую школу педагогики и психологии, а это ко многому обязывает. В ходе обсуждения идеи все участники дискуссии пришли к выводу: лучшем руководителем Проекта будет Г. Оразаева, - ученый с богатым практическим опытом, а ныне декан ВШПиП. Реализация намечена на будущий учебный год. Но подготовительная работа уже идет.

И началась она с момента целеполагания. Следует напомнить, что РК находится в международном образовательном пространстве, подписал Болонскую декларацию и уже почти 10 лет более или менее успешно ее реализует. С 2015 г. органом, определяющим содержание ключевых компетентностей для всех вузов Европы, является ЮНЕСКО. Согласно аналитическому докладу МПБ ЮНЕСКО (25.09.2015) Международная компетентностная модель будущего специалиста (бакалавра и\или магистра любого вуза) и вузовские образовательные программы должны отвечать основным трендам устойчивого развития (УР), определенным в 2015 г на сессии ООН по трем группам компетентностей на следующих 10 лет, то есть до 2025г.

 

Ключевая компетентность

основные (базовые) компетенции

1

«Самоменеджмент и решение проблем»

1.1 прогнозировать и оценивать риски (по здоровью, экологические, производственные и т.д.)

1.2 Быть фасилитатором («to facilitate» - «уметь упрощать»)

1.3 быть саморефлексирующим

2

«Межличностное общение»

2.1 Быть социально адаптированным,

2.2 эффективно участвовать в проведении экологической политики

2.3 быть коллаборатором

3

Развитие и познание (инструменты)

 

3.1 Быть инноватором и агентом перемен

3.2 Обучаться всю жизнь

3.3 владеть системным и критическим мышлением

 

ВУЗ, даже будучи академически самостоятельным, не имеют права проигнорировать в своих образовательных программах ни одну из этих компетенций. Можно их дробить, преломлять к специальности и дисциплине, но «пропустить» нельзя.

В контексте Болонского процесса, для профессиональной самореализации, самоактуализации и саморазвития выпускников ВУЗа необходима эффективная реализация компетентностного подхода с первых дней обучения. В настоящее время налицо объективно существующее в образовательной практике противоречие между необходимостью повышения практикоориентированности вузовского образования и неразработанностью организационно-педагогических условий, содержания, форм и методов сетевого взаимодействия в контексте целей качественного инклюзивного образования. Проведя очередной Мозговой штурм, мы пришли к выводу: ведь эффективно эти компетенции ЮНЕСКО и Болонского процесса могут быть сформированы у студента только в активном «производственном» процессе в условиях первичной образовательной организации (а в нашем случае, это КППК).

Уже проведен предварительный Анализ существующей ситуации, который показал слабую организацию информационно-консультативной поддержки инклюзивного образования, что приводит к следующим проблемам: - недостаточно обеспечиваются образовательные потребности и, как следствие, не реализованы потенциальные возможности значительной части детей; слабо реализуются механизмы социальной адаптации, у выпускников формируется низкая функциональная грамотность, они не могут трудоустроиться, попадают в группы риска. В ходе Проекта мы намерены разработать эффективные формы, средства и способы взаимодействия кафедры Педагогического университета, Ресурсного Центра и первичной организации образования с использованием дистанционных и других цифровых технологий для формирования личностно и профессионально зрелого выпускника бакалавриата. В нашей Модели будет представлено интегративное профессиональное пространство будущего педагога-дефектолога. А для этого:

- должна быть реорганизована структура, усовершенствованы механизмы управления процессом педагогической практики (1-4 курс);

- удовлетворены профессиональные интересы обучающихся в профессиональном самоопределении, построении своей образовательной траектории в соответствии с личностными предпочтениями, внутренними возможностями и социальными потребностями, связанными с развитием рынка труда;

- обеспечено комплексное непрерывное сопровождение образовательного процесса пед. ВУЗа через использование ИКТ, создание мобильных площадок для отработки профессиональных умений, полученных на интерактивных лекциях, семинарских занятиях и СРСП

- организовано повышение квалификации преподавателей через накопление опыта по овладению педагогическими технологиями в рамках предмета

И, в этом смысле, вполне обоснованным мы считаем вовлечение в Проект представителей Национального научно-практического центра развития специального и инклюзивного образования (ННПЦ РСИО), который вот уже второй год ведет плановые научные исследования по направлению «Организационно-методические аспекты профессиональной подготовки логопедов ДОО в ВУЗе». Эти исследования имеют богатую предысторию: 20 лет назад под руководством д.п.н, профессора Сулейменовой Р.А. проводилось моделирование системы ранней коррекционно-педагогической помощи, организовывались, разрабатывались и внедрялись модели новых служб, Но время идет. И новые явления, события и тренды определяют необходимость конструктивных изменений на всех уровнях вузовск ого образовательного процесса. Сегодня важно - определить современные тенденции и опыт ВУЗов РК и мира по профессиональной подготовке педагогов в условиях развития инклюзивного образования и основанные на требованиях рынка образовательных услуг, представленных в Профессиональном стандарте педагога РК.

Мы надеемся, что разработка и реализация Проекта поможет оптимизировать затраты государства на подготовку специалистов для системы инклюзивного образования; повышение уровня научности и цифровизации педагогической деятельности опытных педагогов-практиков, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями

Будут разработаны цифровые ресурсы, проекты нормативных документов, определены критерии и показатели готовности выпускника к осуществлению того или иного вида профессиональной деятельности с учетом индивидуальных профессиональных интересов, предпочтений, психоэмоциональной готовности к работе с детьми с особыми образовательными потребностями.

Наши цели ясны. За работу, коллеги!

к.п.н., и.о. ассоциированного профессора кафедры специальной и социальной педагогики Высшей школы педагогики и психологии КазНацЖенПУ Денисова И.А.

 

 


Опросы

Оцените новый дизайн сайта

Очень понравился
Неплохо
Устраивает ... но ...
Встречал и получше
Совсем не понравился
Результаты

Наш адрес

050008, Республика Казахстан,
г. Алматы,
ул. Байзакова 273 "А"

тел. (7 727) 394-45-07
тел. (7 727) 394-45-15
тел./ факс: (7 727) 394-45-17
e-mail: nnpckp@mail.ru
           nnpckp@mail.kz